16:24 Суждение о народостроительстве (Александр Медведев) |
Бывает так: в течение стиха, в чередованье мерных стоп и пауз кометой вдруг вторгается строка с огнем и мраком из вселенских пазух иль как щелчок земной изглубока.
И тут мы чуем, как удар под дых, какая совершается работа, когда идет — не смена часовых, а сдвиг эпох, базальтов временных и самосотворение народа.
Не знаю, позавидуют ли нам, помянут ли добром и миром даже, но вижу я: как в мельтешне коллажа в толпе событий и чрез весь бедлам как бы лицо на холоде стекла история творящаяся кажет.
Народ — он кто? Попробуй крикни: «Эй!» — прохожей сутолоке площадей, позору очереди магазинной — и тех, кто обернется рот разиня, сочти народом — иль ученой скуке «что есть народ» отмеряй по науке от нелюдей и от людей.
На оклики из той монгольской тьмы опять оглядываются умы — неужто рабство в нас извечно живо? А где закладочка? — да вот она: о русском нраве грусть Карамзина. (Вот кстати к самокритике призывы!)
Мы помним, как же: «Кто с мечом придёт к нам, тот от меча…» —
Персты — то четки теребят, то к счетам сухой щепотью тянутся… забота единая и вечная у них!
Слабейший — побеждает; безоружно над сильным воцаряется! Таков закон, что крепче стали харалужной, дамасских сизо блещущих клинков.
В селе у нас, где тыщи верст округа и поле в даль из дали — как волна, мы говорим: «Народная заслуга». Но как сказать: «народная вина»?
Кто виноват? Куда-то в небо тычем, на виноватых — судей снова кличем, и вот — в косяк, в этапный клин сгоняет стража их, и — в дальний край, что бездне пограничен. Так чья вина? — И делается всяк косноязычен, словно этот стих.
Как горы содвигаются — в гримасах Сверженья и поднятия хребтов, Народный норов вдруг, единым часом Меняется в горнилах городов.
Мы слышим из глуби удары гула предвестьями событий и трудов. Столетья лепят строй души и скулы. Но наш портрет не кончен, не готов.
|
Категорія: "День поэзии 1988" | Переглядів: 586 | | |